Лютня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «al‘ud» («дерево»), хотя на этот счет есть несколько мнений.Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты лютни использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии.
В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке лютня была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню).
По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни, как правило, изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.В наши дни почти все исполнители на лютне используют нейлоновые струны (полный нейлон и басовые: нейлон с медной канителью). Очевидно, что эта практика недавняя. Все лютневые исполнители прошлого использовали жильные струны (натуральные). Разница звучания между нейлоном и жилами в лютне очень заметна.
Каждый лютнист, каждый любитель лютни должен, по крайней мере, однажды услышать лютню с натуральными струнами. Он ощутил бы различия в звучании лютни, которую мы знаем сегодня и как она достаточно отличается от той, которую слышали наши предки.
В настоящее время купить лютню довольно сложно, в России практически нет магазинов, представлюящих данный товар, поэтому, если Вам нужна лютня – проще заказать ее на аукционе ebay.
Домбра.
Домбра является казахским народным двухструнным щипковым музыкальным инструментом. Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора.
Применяется домбра в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке.
Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители – акыны. Исполнение на домбре музыкальных композиций является основной формой художественного творчества казахов. Под звуки домбры исполняют народные песни, домбра также используется как сольный и ансамблевый инструмент.
Домбра имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделённый ладами. Обычно у домбры 2 струны, настроенные в кварту или квинту. Один из основателей казахской музыки на домбре является Курмангазы, чья композиция «Адай», исполняема на домбре, до сих пор популярна в Казахстане и не только.
Легенда о домбре
В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Домбра в современном миреВ 1934 году домбра была реконструирована и были созданы её оркестровые разновидности. В последние годы, благодаря усилиям казахских деятелей музыкального искусства домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания, появились домбры высокого и низкого регистров.
Ситар.
Ситар - многострунный музыкальный инструмент,используемый для индийской классической музыки и обладающий богатейшим оркестровым звуком. Ситар относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов.
Ситар имеет семь основных струн. Из них пять - мелодические и две - бурдонные. Помимо того, в ситаре еще 9-13 резонирующих струн. Резонирующие струны, отзываясь на звуки основных, и создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов.
При извлечении звука из ситара используются три движения пальца: вниз, вверх и комбинированное движение вниз-вверх. Для того чтобы подчеркнуть ритм, ситарист использует «чикари», а для украшения иногда проводит мизинцем по бурдонным струнам сверху вниз. Одновременно извлекая звук правой рукой, ситарист пальцем левой руки (используются только указательный, средний и безымянный) оттягивает струну вниз плавно повышая высоту звука.
Ситары можно классифицировать:
Простой ситар. Это инструмент, имеющий лишь пять струн - три основных струны и две ритмических. Он предельно прост в конструкции.
Ученический ситар. У этого типа инструмента 7 основных струн, 11 резонаторных, имеется резьба и простая инкрустация.
Стандартный ситар. Такой инструмент также имеет 5 основных, 2 ритмических и 11 резонаторных струн, звучание у него на порядок лучше, чем у ученического.
Профессиональный ситар. Это самая высшая модель в иерархии ситаров. У концертного ситара 5 основных, две ритмических и тринадцать бурдонных струн. Такие ситары украшаются сложной резьбой и изысканной инкрустацией. В этой модели ситара обязательно присутствует второй резонатор полусферической формы, который крепится к верхней части грифа.